Красновскому (сотрудник лаборатории литературы НИИ СиМО)
Тов. Красновскому
Преподавание литературы в школе — не столько обширная и сложная тема, связанная с таким множеством других проблем, что коротко в сущности ничего не скажешь. Тут и вопросы общекультурные, имеющие тесную связь с темой, и роль Академии пед. наук, и недостатки вузовской подготовки будущих учителей, и принципы составления учебников и хрестоматий, и современное состояние книжного дела и т.д. Это — огромный комплекс вопросов и решаться он должен всесторонне, однако сие неосуществимо и все сваливается на бедную голову учителя.
Что же касается первейшего долга учителя литературы в школе, то он, на мой взгляд, состоит прежде всего в том, чтобы привить детям любовь к литературе, а знание её — результат прививки, что-то вроде неизбежного побочного продукта. Только как это сделать? Не знаю. Это должен знать школьный учитель, иначе он не учитель, а пономарь. И если сам учитель не любит, скажем, (следовательно, не понимает и не знает) «Слова о полку Игореве» — с этого великого произведения русской и мировой литературы начинается все — как он может привить любовь к нему детям? С уважения и любви к старорусской литературе, связанной с уважением и любовью к родной истории, должен зарождаться желанный процесс, определяющий все последующее. На примере самых выдающихся памятников нашей литературной старины учитель обязан раскрыть красоту, глубину, сложность, величие, гуманизм начальной отечественной словесности. Это хорошо понимали сто лет назад. Посмотрите гимназические учебники столетней давности — и все станет ясно. Без этого важнейшего начального дела все дальнейшие усилия бессмысленны.
В. Чивилихин
60-е годы