Карнабеду А. А. (кандидат архитектуры, член Союза архитекторов СССР)

Уважаемый Андрей Антонович!

С удовольствием, вспоминаю наше знакомство, с благодарностью —наши беседы на Валу и в Пятнице и вот решил написать Вам…

По приезде зимой из Чернигова я, исполняя Вашу просьбу, тотчас позвонил Петру Дмитриевичу Барановскому, поднявшему из руин бесценную Параскеву Пятницу, передал Ваши приветы, чем он остался весьма доволен и сказал мне, что очень любит Вас и ценит. Вскоре после этого мы со стариком впутались в тяжелую битву за Крутицы, интереснейший московский памятник ХVII в., где в сущности была образована первая Российская академия наук во главе с Епифанием Славинецким, выпускником Киевской духовной академии. Приказные палаты крутицкого подворья, двести лет почти занимаемые армией (со времен Екатерины II) удалось освободить для составления проекта и реставрации, но их без ведома Барановского стали заселять складами и конторами. Нервотрепка и драка, бумаги и заседания, однако отстояли ив этом есть некоторая моя заслуга. У П.Д. Барановского я довольно часто бываю, во время съезда возил к нему группу писателей. Старику сделали удаление катаракты с одного глаза, он стал хоть немного видеть, но болеет и страдает за известные Вам повсеместные ненормальности с каменной стариной. Сейчас я, как член государственной республиканской комиссии по премиям за произведения искусства, пытаюсь убедить начальство, что этот человек имеет право на отдельную премию за свой реставрационный подвиг, растянутый на полвека. Дай-то бог.

Только что вернулся из месячной поездки по Польше. Был в Варшаве, Лодзи, Кракове, Закопане, Жешуве, Снидомире, Радоме, Гданьске, где по  желанию Ивана Мазепы был переделан в ворота языческий черниговский серебряный идол, Сопоте, Мильборке. Интересного много увидел, но об одном наблюдении важно для меня было бы Ваше мнение. Если мы можем говорить о русской или, скажем, изначально-славянской архитектуре, связанной с византийским опытом, можем говорить об украинской архитектуре, то у поляков так вышло, кажется, что за тысячелетнюю историю они не смогли выработать национального стиля, даже в элементах, а не в целом. Везде романское, неороманское, готика, ренессанс, эклектика и модерн, но ничего польского. Это меня поразило, я думаю о причинах этого явления и хотел бы услышать Ваше мнение, как специалиста.

И есть у меня к Вам, как знатоку черниговских домонгольских памятников и истории, два вопроса.

Первый. Мы с Вами внимательно посмотрели Спаса, Борисоглебский и Пятницу. Но я почти ничего не знаю об Ильинской церкви и Успенском соборе. Перед отъездом я собрался с Вами лезть в пещеры Болдиной горы, однако скопилось множество дел неотложных, связанных с родственниками, купил в тот день, кроме того, 17-томный словарь академический у Ваших черниговских букинистов, а это почти три пуда и не явился к Вам, чтоб договорить и, в частности, посмотреть Ильинскую церковь. Я знаю, конечно, что она — единственная домонгольская бесстолпная церковь в стране, но какое место она занимает в общем архитектурном наследии прошлого, чем оригинальна другим, кто ее (примерно) мог построить из черниговских князей — не ведаю. Кроме совершенно общих сведений, не знаю Успенского собора, Троицкого монастыря. Внутри не был. Не можете ли Вы меня просветить хотя бы в нескольких фразах?

Второе дело. Когда мы были в Спасе, то на южной его стене внутри, приметили место, где висела доска с перечислением черниговских князей, погребенных в этом соборе. Куда она делась? Я знаю список этих князей, я вот недавно прочел у Рыбакова будто князь Игорь Святославлич тоже похоронен в этом соборе! Откуда он это мог взять? На доске имени этого не значилось. Может, есть какие-то другие источники?

Петр же Дмитриевич Барановский считает, что князь Игорь похоронен у северной стены Борисоглебского собора. Я спрашивал у него, откуда эти сведения и он назвал мне одну книгу, которой в Москве я найти не могу. Автора П.Д. не помнит. Издана книга в Киеве до революции. Называется «Чернигів и півничче Левобережье». (Извините за варварскую транскрипцию). Так вот, дорогой Андрей Антонович, не знаете ли Вы этой книги? Есть ли в ней более или менее доказательные сведения о месте погребения князя Игоря? Для меня установить это чрезвычайно важно! То есть не то, что пишется в этой книге, а то, соответствует ли оно малейшей истине. Я пока в принципе против гробокопательства, потому что 1) нельзя, не по-человечески трогать святые могилы; 2) если же это делается в необходимо-научных целях, то необходимо располагать действительно научной методикой для сего деликатного дела; 3) истинно-законными гарантиями, что знания, полученные при этом, не будут употреблены во вред общему, оправдаются историей.

(В скобках скажу, что я втайне был рад, что Герасимов не успел по Вашему подвижению «воссоздать» облик князя Глеба. Мое глубокое убеждение, что этот Герасимов был бесчестный человек, аферист, сделавший из Ярослава Мудрого – иезуита, из Андрея Боголюбского – неандертальца, из Буй-Тур Всеволода — мерзкое лицо пресыщенного римского патриция времен распада империи латинян. На каком основании, извините?

Это слишком серьезно, чтоб походя забыть авантюру Герасимова. Если Вы думаете по-другому – я готов выслушать самую уничтожительную критику)

И есть еще одно дело, важное и для истории нашей культуры: судьба фрески св. Феклы. Есть ли в Чернигове, дорогой Андрей Антонович, документальные данные о том, по чьему решению и как была снята и законсервирована эта бесценная фреска? Кто и как осуществил консервацию? Состояние фрески после сего акта? Где и как она хранилась? Кто видел ее в последний раз и когда? Значилась ли она в Черниговских запасниках, например, в 1940 году? Кто по фамилии и судьбе была та художница, что скопировала ее в 1924 году? По чьей инициативе? Что это значит — «фреска погибла в 1941-1945 гг.»? В 1941, 42,43,44 или 45 году?

24.VIII.76 г. Москва.         Ваш В. Чивилихин.

Карнабеду А. А.

Уважаемый Андрей Антонович!

Простите великодушно, что не ответил вовремя… Не мог я выполнить и Вашу просьбу в связи с судьбой Черниговского некрополя. Дело в том, что с начальством Чернигова и областным тоже я не могу вступать ни в какие сношения — меня трясет, когда я о них вспоминаю. Они незаконно выселили мою мать в подвал сырой на 1 год и 7 месяцев, она там заболела и умерла. Это на их совести. И хотя потом Уманец И.В. снял с работы начальника горжилуправления и райжилуправления, маму вернуть из могилы он не мог…

Мечтаю о приезде в Чернигов и встрече с Вами. Мне надо еще побывать в Вороньках, Н.-Северском и Путивле, побродить по городу. Я пишу большую работу, где о Чернигове и в том числе о наших с Вами встречах, будет несколько страниц.

Мне надо, в частности, повнимательней посмотреть на плинфы Параскевы Пятницы. Много ли на них княжеских клейм и что считается княжеским клеймом на грани плинфы?

За снимок Параскевы очень благодарен — и я Ваш должник.

Как дела с некрополем?

22.VIII.78 г. Москва  Жму руку Вл. Чивилихин

Карнабеду А.А.

Уважаемый Андрей Антонович!

Давным-давно получил Ваше письмо, но был очень, по завязку занят капитальным ремонтом «новой» своей квартиры и переездом, что накопилась куча писем и мне на нее было даже страшно смотреть…

А Вас, я гляжу, все мучит Черниговский некрополь… Хотите знать откровенную мою точку зрения? На первый взгляд она Вам может показаться кощунственной, но не спешите, подумайте. Чернигову более тысячи лет, там самый древним каменный храм Руси и это единственный восточнославянский город, в котором сохранилось пять домонгольских памятников архитектуры. В Чернигове — я это попытаюсь доказать — было написано гениальное «Слово», не имеющее аналогов в мировой литературе всех времен и народов. Со временем, я уверен, главным монументом города станет комплекс, посвященный автору и его творению — этому комплексу должно быть подчинено все древнейшее — площадь, подход к Десне Вал. Это будет деянием общечеловеческой значимости. А насчет могил в центре города, то позвольте выразить уверенность, что не за горами день, когда они будут перенесены даже с Красной московской площади в специальное место, в Пантеон.

Совершенно кощунственно, или я уже однажды Вам писал, трогать грубыми орудиями археологические могильники! Кстати, на каком основании акад. Б.А. Рыбаков счел черниговские кости одной из могил за останки Буй-Тур Всеволода? На каком основании авантюрист-гробокопатель Герасимов «восстановил» облик брата князя Игоря в одном варианте бородатым и волосатым, в другом — голым, как колено? Сделал из Андрея Боголюбского неандертальца, а из Ярослава Мудрого — иезуита?

Кстати, мы так с Вами и не договорили о двух важных вещах. Где, на Ваш взгляд, похоронен князь Игорь. На каком основании Рыбаков считает местом его захоронения Спасо-Преобр. собор? Ведь он не значился на доске, сданной в металлолом! (попутно — не пора ли черниговцам вновь отлить и повесить эту доску?)…

Подписал Петр Дмитриевич дарственную на все, что у него есть, но инвентаризацию, опись никто пока не делает, а время идет. Боюсь, что судьба его наследства будет печальной…

Из моей новой работы, где будет много о Чернигове, я опубликовал в прошлом году в журнале «Наш современник» № 2 1978 г. небольшой отрывок «Память». Так будет называться и вся книга. А этот отрывок — о декабристах, как ни странно!

Пишите мне на досуге.

25.2.79 г.      С глубоким уважением   Вл. Чивилихин

Москва

Карнабеду А.А.

Уважаемый Андрей Антонович!

Рад весточки от Вас, хотя письмо Ваше и безрадостно. Сочувствую Вашим несчастьям и очень хорошо понимаю Вас. Сам, как Вы знаете, пережил инсульт и потерю сразу двух родных братьев.

Гибель памятников Чернигова, о которых Вы пишете — деталь общей картины, она выглядит еще более дикой на фоне благоприятного и позитивного, что все же есть в подшефном нашем деле.

В Москве — то же самое, что у вас. Но ничего, делается кое-что, в частности, объявлен архитектурно-историческим заповедником кусочек Замоскворечья, где я сейчас живу, но разрушители не дремлют в других районах. Один из ценнейших — Старый Арбат. Над ним стоит пыль, и мы ничего не можем поделать. От Композиторской улицы осталось два дома, в Трубниковском переулке — один. Снесена вся четная сторона Староконюшенного переулка, вся нечетная — Карманицкого, Большой Коковинский исчез полностью. Сносятся каменные здания ХVIII века, русский классицизм и XIX — ампир. Варварство! От всего этого больно на душе, тяжело на сердце.

Заболел я в прошлом году, сдав в печать часть романа-эссе «Память». Я над ним работал семь лет. Там есть много об истории, кое-что о Чернигове, но в дальнейшем будет больше.

В связи с предстоящей работой хочу попросить Вас об одном одолжении. В «Науке и жизни» год-два назад была опубликована статья одного архитектора московского о древних русских зодчих, в частности, церковной и княжеской сажени. И вот, нельзя ли, исходя из размеров Параскевы Пятницы, определить, по какой мерной единице она строилась? По княжеской или церковной? Это было бы очень важно.

Кстати, Вашу книжку «Чернигiв» (Киiв, Будiвяньник,1980) я упомянул в интервью «Книжному обозрению» от 3 июля 1981 года! Хочу, между прочим, давно спросить Вас — что значит по-украински Ваша фамилия. Карнабiда? Бiда — более или менее понятно, это, наверное, русская «беда». Но что такое «Карна»? Вы помните, что в «Слове о полку Игореве» есть «карма»? Это слово переводят по-разному.

Прислал мне большое письмо из Киева подвижник-энтузиаст А.С. Бугай, математик, изучающий Змиевы валы: я о нем и его открытиях написал несколько страниц в «Памяти».

Ваша цветная фотография Параскевы очень сгодилась — скоро у меня будет необыкновенная картина, будете в Москве — посмотрите.

В феврале 1982 года П.Д. Барановскому исполняется 90 лет. Черниговцы должны бы как-то отметить этот юбилей. Старик слаб, теряет память. В моей «Памяти» о нем кое-что написано тоже.

Желаю Вам покрепче стоять против бед и беречь здоровье. А что случилось с сыном? Жму руку. Пишите на досуге, будете здесь, заходите, я живу напротив Третьяковки.

2 декабря 1981 года           В. Чивилихин

Карнабеду А.А.

Уважаемый Андрей Антонович!

Посылаю Вам две публикации, связанные с 90-летием П.Д. Барановского. Была также статья в «Советской культуре», заметки в «Вечерней Москве» и «Комсомолке».

А что Вам удалось напечатать? Пришлите. Чествовали П.Д. в Новодевичьем монастыре, прямо под открытым небом. Он вышел на крыльцо и даже произнес несколько ответных слов. 25.II.82 была небольшая конференция научная. Вот и все. Ничего ему не дали к юбилею, даже народного архитектора. Досадно. Теряем в культуре, теряем в душах человеческих.

Кстати, пора бы на Параскеве черниговцам прикрепить мемориальную доску: «Памятник восстановлен из руин Петром Дмитриевичем Барановским в 1948-1962 гг.» Это надо сделать непременно»! Очень бы мне нужен материал о клеймах на плинфах Пятницы.

Что они изображают, как толкуются, сколько их всего, сколько плинф с княжескими клеймами? Кто, как и где готовил кирпич для восстановления Пятницы?

Как Ваше здоровье?

Жить надо, переживая любое горе, какое ниспосылает нам судьба…

26.2.82 г. Москва.       Ваш В. Чивилихин

Карнабеду А.А.

Уважаемый Андрей Антонович!

Спасибо Вам за долгожданное письмо о клеймах-знаках на плинфах Параскевы Пятницы. Оно мне сгодится, и я прихожу к твердому убеждению, что ее построил Игорь Святославич. Гипотеза П.Д. Барановского о Рюрике Ростиславиче, как заказчике, ничем не подтверждается. Ведь этот Великий Киевский князь, ставший после смерти Святослава Всеволодовича хозяином Киева и Киевской земли никакого отношения в конце ХII—нач. ХIII вв. к Чернигову не имел и вел даже большую междоусобную войну с Ольговичами в 1195-96 гг.

И он был по горло занят своими постройками: в 1197 г. — была освящена построенная им церковь Апостолов в Белгороде, в 1198 г. — церковь Василия на Новом Дворе в Киеве, в 1199 — подпорная стенка Выдубицкого монастыря; очевидно в эти же годы вознеслась и знаменитая Васильевская церковь в Овруче, построенная им же. Почему он должен был строить в Чернигове, где сидел в эти годы Игорь?

И Пятница по своим композиционным особенностям, по национальному стилю может быть соотнесена коммуникативно со «Словом о полку Игореве». Что Вы думаете по этому поводу? Нет ли у Вас своих аргументов?

Еще раз спасибо за письмо.

6.2.83 г. Москва      Ваш В.Чивилихин