Письмо в редакцию «Комсомольской правды» (обращение к министру путей сообщения тов. Бещеву)

Недавно я побывал в городе Тайге, где прошло мое детство и незабываемое, трудное отрочество. Шла война и мы, пятнадцатилетние парнишки, приходили в наше насквозь прокопченное паровозное депо, чтобы взять в руки гаечные ключи и кочегарные лопаты. Голодно было и холодно, и становилось тяжко к концу смены поднимать кувалду, сделанную, как тогда мы в шутку говорили, «из всего железа»… А надо было еще курсовые работы в местный техникум, и проходить усиленную военную подготовку, и в жестокие морозы чистить от снега горловину станции, и сажать — сколько сил хватит — картошку. Наверно, я напишу обо всем этом повесть — в нашей литературе почему-то почти нет книг о том, как громы Великой Отечественной войны держали в невероятном напряжении молодое поколение глубокого тыла…

Военная эта юность на всю жизнь наградила нас мерилом труда и лишений, и я не знаю среди моих товарищей ни одного человека, который пошел бы кривой дорогой. И вот спустя столько лет мы собрались в родном техникуме, чтобы обняться, посидеть, повспоминать, почтить память тех наших друзей, что погибли на фронте. Приехал главный инженер Нижнеудинского отделения дороги Владимир Кривошеин, помощник машиниста электровоза депо Белово Надежда Атякшева, заместитель заведующего орготделом Томского горкома партии Борис Черников, пришли тайгинцы — машинисты электровозов Иосиф Макушин и Иван Метленкин, заместитель начальника локомотивного депо Анатолий Шевкунов, председатель местного комитета Евгений Свиридов, парторг вагонного депо Георгий Тонких, много других выпускников тех, военных лет.

Мы порадовались тому, как преобразилось родное депо — почти заводом стало, как строится и благоустраивается Тайга, как самоотверженно трудится теперешняя молодежь на станции и «снегоборьбе».

Но все это, так сказать, присказка. Одно нас огорчило и расстроило –  условия, в которых приходится ныне заниматься и жить студентам, работать преподавателям техникума. Нам даже показалось, что в войну было как-то полегче. Посудите сами — в ветхом этом здании холодина, то и дело выходит из строя устаревшее котельное оборудование, лопаются трубы и директор техникума, выпускник 1946 годаНиколай Павлович Смирнов сам бегает с инструментами, отключая батареи, больше некому. Закрытая в июле прошлого года столовая до сих пор не работает. Лишено горячей пищи 520 студентов техникума, 30 курсантов технической школы и около 100 учащихся соседней школы-интерната. С наступлением больших морозов подрядчик — 1-й участок «Дорстройтреста» — практически прекратил все ремонтные работы.

Есть в техникуме четыре общежития. Они построены в 1952 году и вот уже семнадцать лет капитально не ремонтировались.

Тяжело в них заходить — холодно, грязно, нет элементарных бытовых удобств. Теснота, потому что сверх нормы поселено много людей. Но они, можно сказать, еще счастливчики, более ста учащихся снимают довольно дорогие «углы» в городе. Настроение у ребят неважное, они никак не могут понять, почему сегодня приходится учиться и жить в таких условиях. Из-за нехватки общежитий срывается работа заочного отделения, на котором учится 540 человек. До этой зимы заочники во время сессий жили в вагонах, сейчас и в таком жилье отказано. Первый поток заочников вообще не был вызван на зимнюю сессию.

Конечно, для наших-то масштабов это все вроде мелочи и со стороны может показаться, будто подобные вопросы легко решить там, на месте. Но куда только не обращался за последние годы директор техникума, кого только в Тайге, Новосибирске и Москве не просил помочь! Ничего он не в силах сделать, если на 1969 год ему отпустили только 30 тысяч рублей. Все они до копеечки уйдут на ремонт столовой, а учебное здание и общежития в течение последующих трех лет останутся без ремонта. Неправильно это, нельзя экономить за счет здоровья и самочувствия людей, нельзя забывать, что вложения в подготовку кадров быстро окупаются.

Станция Тайга работает в исключительно трудных условиях — долгая зима, самые обильные на Транссибе снегопады, большие морозы, тяжелый ломаный профиль. И железнодорожники всей сети знают, что тайгинцы десятилетиями поддерживают славные трудовые традиции своего отделения. В эту зиму, например, когда температура на станции и линии падала до 53 градусов, не было по Тайге ни одного срыва движения поездов. Основные кадры здесь — воспитанники Тайгинского железнодорожного техникума, который к своему двадцатипятилетнему юбилею дал транспорту 2500 специалистов и оказался сейчас в столь тяжелом положении.

От имени большой группы выпускников, студентов и преподавателей Тайгинского техникума я публично обращаюсь к министру путей сообщения тов. Бещеву и начальнику Западно-Сибирской железной дороги тов. Никольскому с просьбой срочно помочь этому учебному заведению. Неужто в наше время это невозможно?

Владимир Чивилихин, писатель, лауреат премии

Ленинского комсомола.

29 января 1969 г.