Камшалову А.И. (первый секретарь ЦК ВЛКСМ)
…Сроду я не готовил официальных «записок». В них, наверное, надо по-особому формулировать, и посему я решил написать просто письмо, как бы продолжающее тот наш разговор.
Улучшение идеологического воспитания молодежи, как только присядешь и подумаешь, представляется необычайно сложным делом, зависящим не только от работы комсомола. И родители, и школа, и вуз, и литература, и факты жизни нашей и не нашей, и множество других сил действуют на формирование политического сознания паренька или девчонки. Каждая из этих сил может стать предметом специального исследования, темой чуть ли не докторской диссертации и я не могу разрабатывать «записку», не могу взять на себя непосильную ношу. Поделюсь только мыслями, пришедшими в голову сейчас, за машинкой. Я понимаю, …что надо писать лишь о том, из чего что-либо вытекает — какие-то конкретные предложения. Попробую это сделать, как могу. Очевидно, рассуждения пойдут в случайной последовательности, кой-какие из них Вам покажутся жидкими — не обессудьте…
Бесспорно, если у юноши будет вера в коммунистические идеалы, она подчинит себе всю его жизнь, снимет множество проблем воспитания. Все добрые силы в нашем обществе стремятся к одной цели — добиваются чтобы молодежь уверовала в коммунистические идеалы. Но загвоздка в том, что действуют также и недобрые силы, а нередко мы сами помогаем этим недобрым силам своим неумением вести воспитание в новых, современных условиях.
Вот сейчас я поймал себя на том, что механически написал: «вера в коммунистические идеалы». А ведь в этом словечке — «вера» — затаилась большая проблема идейного воспитания подрастающих. Юноша, не зная еще жизни и не имея возможности глубоко изучить марксистско-ленинскую теорию, вынужден на веру принимать социальные истины. И даже преподавание в вузах зачастую поставлено так, что человек с дипломом всего только верит в коммунизм. А в вере, как в вере в бога, нет точного знания, нет твердости. Путь к убежденности часто лежит через глубокие раздумья уже дозревшего ума, через «взрослое» изучение фактов жизни и классиков марксизма. Но не секрет, что человек по разным причинам не всегда находит такой путь и живет со своей верой, полуверой, даже неверием, проявляя это свое качество в работе, в воспитании детей, в общении с окружающими, в избранных им нормах жизни.
Задача, по сути, состоит в том, как вырастить убежденных борцов за дело коммунизма и как сделать это пораньше. Высшее образование получает не самая большая, но очень важная часть нашей молодежи, потому что из нее формируется вся научно-техническая интеллигенция, она дает основные кадры для общественно-политических организаций и государственного аппарата, дает учителей, работников культуры, в широком смысле воспитателей всех сортов. И понятно, нас должны заботить проблемы воспитания воспитателей.
Большая беда, мне кажется, тут состоит в том, что программы и методы вузовского изучения социальных наук до сих пор несут в себе печать некоего стандарта, так сказать типизированности. Филолог изучает материалистическую философию, марксизм-ленинизм так же, как физик, лесовод или агроном, так же, как геолог или астроном. Недавно у В.И. Ленина я наткнулся на гениальные строки. Их почему-то не замечают и этой мысли ни в цитате, ни в переложении я раньше нигде не встречал. Ленин пишет: «…инженер придет к признанию коммунизма не так, как пришел подпольщик-пропагандист, литератор, а через данные своей науки, …по-своему придет к признанию коммунизма агроном, по-своему лесовод и т.д.» (Сочинения, т.32, с.120-121; подчеркнуто мной).
Убежденность в коммунизме через данные своей науки или профессии должна вырабатываться в вузе. Это одна из основных задач вуза…
Есть у меня одно конкретное предложение. Я считаю, что необходимо в школьные программы по литературе включить еще двух авторов — хотя бы часика по два на каждого, а лучше поболе. Речь идет о замечательных поэтах-комсомольцах Сергее Чекмареве и Василии Кубаневе. Школьники не знают их, а это преступление. Прекрасные дневники и стихи этих парней, обладающих огромной моральной чистотой, непосредственностью, революционным запалом, святой верой в дело коммунизма, подымут не одну душу, помогут вырабатывать правильный взгляд на жизнь. А почему бы о Чекмареве и Кубаневе не писать в выпускных школьных сочинениях? Кстати, все меняется в нашей жизни, а темы школьных сочинений неизменны десятилетиями. И беда их в том, что они чаще всего требуют от ученика мертвых литературоведческих знаний, цитат, а не размышлений. Сравните любое сочинение наших дней с сочинением К. Маркса, которое, между прочим, давно пора ввести в школьную программу обществоведения, как изначальный марксистский первоисточник.
Хочу предложить еще одну легкоосуществимую штуку. Для пионерии. Ребят завлекают романтические подвиги, они охотно играют в мушкетеров, майнридовских героев, в «великолепную семерку». А ведь у нас в истории революционной борьбы были такие подвиги, такие головокружительные приключения, что способны целиком захватить мальчишек… Как довести эти подвиги… до пацанов? Над этим вопросом надо думать специально. Лучшее средство, конечно, кино, и я вспоминаю, как мое поколение самозабвенно играло в «красных дьяволят» и «чапая». Я уверен, что на кинофильм, например, «Юность Гайдара» повалят сейчас из-за одного только названия. Да мало ли у нас подобного? Г.И. Серебрякова в 14 лет комиссарила с пистолетом на боку и в этом же возрасте была принята в партию. А юный С.М. Киров в 1905 году на моей родной станции Тайга?
Первоочередное мое предложение сводится к следующему. «Молодая гвардия» должна затеять серию небольших по объему, хорошо написанных и дешевых книжек о подвигах наших отцов и дедов. Много тут будет зависеть от исполнения, но, думаю, нужды в хороших авторах на такое дело не должно быть.
Еще одно. Я как-то предложил… составить сборник дневников, записок и писем наших современников. Оля Попкова, Виктор Головинский, Валя Чунихина, еще полдюжины замечательных парней и девчат, если покопаться в одной только «Комсомолке». В газете всегда выступал рьяным сторонником таких публикаций. Эти документы имеют огромную воспитательную силу, и сборник их просто необходим.
Незаметно я перешел к вопросам литературы. Эта сложная и мучительная тема требует обстоятельного разговора. Многие ошибки молодых литераторов проистекают от того, что они видят главную свою задачу в отражении жизни и не болеют конкретно ни за какую проблему, связанную с усилием народа. Призыв партии к сближению литератора с жизнью я вижу прежде всего в одном аспекте — пишущий должен страдать за что-то такое, что заботит народ. И тут очень важна привязка молодого писателя к месту, к постоянным людям, к серьезной проблеме. Что тут может сделать ЦК, трудно мне сразу сказать, но надо думать.
Как-то я слышал разговор о намерении ЦК учредить литературные премии, давно назрело! Почему до сих пор ничего нет?
Несколько слов о практике работы общественных организаций. Собрания комсомольской группы или так называемые политчасы проводятся по надоевшему казенному ритуалу. Когда человек выходит натрибуну, да еще достает бумажку, он поневоле говорит пустые слова, да и чувствует он себя неважно, фальшивит не то под трибуна, не то под эстрадного артиста. Надо, чтоб этому человеку можно было посмотреть в глаза, задать вопрос и тут же получить ответ. Ведь беседа располагает к откровенности, к простому человеческому общению. Почему бы, короче говоря, не попробовать где-то заменить комсомольские собрания групп комсомольскими беседами?
Многие массовые организации недоиспользуют своих возможностей, потому что работа их страдает формализмом, казенщиной.
А названия их? Не понимаю, зачем понадобилось такое чудовищное название, например, ДОСААФ-у? Почему бы не назвать его проще —«Доброволец», скажем? Или взять Всероссийское общество охраны природы и зеленых насаждений. Не лучше ли назвать его полегче и поточнее — «Друзья природы»? В этом обществе, мне кажется, таятся бесконечные резервы для улучшения воспитательной работы с молодежью. Скольких тут можно завлечь интересными, добрыми делами! «Друзья природы», по-моему, должны иметь свои лесные базы, свои лагеря, свои средства, технику, транспорт, хотя бы в таких размерах, как сейчас ДОСААФ. А почему бы обыкновенный, стандартный пионерский лагерь не превратить в лагерь «Друзей природы»? Можно придумать для детей интересную церемонию принятия в члены общества, разработать романтический устав, проводить увлекательнейшие игры и соревнования. Попутно — ненавязчиво и тонко — ребятам можно вложить какие-то первоначальные знания о родной природе, заронить искру любви к ней, а это явится хорошей основой для воспитания патриотизма. Особенно важно все это для городских детей. Конечно, этот вопрос надо специально обдумывать, но я убежден, что тут есть над чем поработать. А молодежные зеленые патрули могут взять под охрану целые реки, лесные массивы, озера. Если б Вы только видели, что делают в Подмосковье туристы и массовщики! Просто сердце кровью обливается.
Можно значительно улучшить воспитательную работу в молодежных кафе. Красивые названия у них есть, посадочные места тоже… Но работу в них пора уже разнообразить. Почему бы не организовывать кафе, как, впрочем, и молодежные клубы, по интересам, подчинить их работу какой-то идее? Я, например, хорошо представляю себе кафе «Мелодия», где собирались бы почитатели музыки. С удовольствием я бы пришел в кафе «Дробинка», чтобы поговорить с молодыми охотниками и рыболовами, в кафе «Изобретатель»или «Вечный двигатель», в кафе «Поэзия», «Коллекция», а знаменитой «Аэлите» придать свою «специализацию» — космос, астрономия, научно-приключенческая фантастика. Сколько там может быть интереснейших встреч, бесед, споров! Мне кажется, что на такое дело энтузиастов будет хоть отбавляй. И посещать кафе будет тоже активная публика, а не такая, которая сидит сейчас и ждет, чтобы ее увеселяли. Вечера из таких кафе можно будет передавать по телевидению…
И последнее. Молодежь любит большую мечту. Для многих классическим примером останется история Кедрограда. Шесть лет назад группа ленинградских студентов задалась великой целью — создать в сибирской тайге государственное предприятие нового типа, которое бы не «покоряло» тайгу, а сдружилось с ней, чтоб получить от нее больше добра для народа, чем это было раньше. Сколько мук пришлось выдержать этим ребятам, а заодно и тем людям, которые поверили в их мечту и взялись им помогать… В результате трехлетней борьбы нам удалось убедить решающие инстанции и Правительство приняло решение выделить ребятам 300 тысяч гектаров кедровой тайги для их опыта. Всего девять комсомольцев приехали тогда в тайгу, за двести десять километров от железной дороги, и вот прошло три года. Несмотря на невероятные трудности, часто искусственно создаваемые, опыт блестяще удался. Ребята отстроились, развили комплекс из шести отраслей, доказали делом, что такой тип предприятия может быть рентабельным. Сейчас в хозяйстве живет около тысячи человек, сами кормятся, дают государству много продукции, дают устойчивую прибыль… В Правительстве лежит проект организации еще 60 таких хозяйств… А пишу обо всем этом я для того, чтобы еще| раз подчеркнуть важность поддержки свежих увлекающих молодежь идей. Ведь каждую такую штуку можно превратить в прекрасный материал для воспитания, для пропаганды.
Как-то я прослышал о другом интересном деле — группа студентов создала проект — реальный, обоснованный — осушение Сиваша. Так же, как в случае с Кедроградом, там были экспедиции за свой счет, бессонные ночи, хлопоты. А сейчас что-то все замолкло, и не знаю даже, где искать концы. Возможно, что, не получив поддержки, ребята согнулись. А ведь на таком примере как можно было воспитывать, да потом комсомольцев послать осушить эти болота, да построить центральную усадьбу или город с красивым названием для освоения новых земель!
Для московской молодежи, кстати, есть у меня в загашнике увлекательнейшее дело. Пока это секрет, до весны, а там надо будет посоветоваться и обдумать. Дело необычайной красоты, громкости, легкоосуществимое, и оно будет хорошо поддержано государственными учреждениями. Подготовку к нему ведет сейчас один кедроградец, вызванный сюда.
Заканчиваю. Мне кажется, что ЦК ВЛКСМ, обобщающий опыт снизу, должен постоянно выступать со свежими идеями, свежими мыслями, чтобы не погрязать в текучке. Может быть, создать для начала перспективный план освежения воспитательной работы, в которой собирать новые предложения, нескучные мысли? Может, обязать какую-то группу комсомольских работников постоянно думать об этом, потому что что-либо путное приходит в голову редко и только тогда, когда постоянно думаешь на одну тему и в одном направлении… Или дайте задание своим ребятам, пусть они свяжутся с местами. Есть, например, молодой и очень интересный поэт Борис Куликов, хороший общественник и организатор. Живет он, кажется, в Семикаракорах Ростовской области, в Ростове его знают, Егору Полянскому в Курск можно позвонить, тоже поэту. Молодой, очень талантливый прозаик Вадим Чернов живет, кажется, в Ставрополе. Он бывший комсомольский работник, окончивший ВКШ, недавно принят в СП. Он все время с молодежью, года два последних проработал слесарем на заводе и был там тренером заводской велосипедной команды, как мастер спорта. Думаю, что Вадим может написать интересную записку. Сибиряков можно попросить. Новосибирских поэтов Зория Яхнина и Илью Фонякова, молодого томского прозаика Ивана Елегечева, тоже выпускника ВКШ. Да мало ли у нас хороших ребят!
9 января 1964 г. С уважением В. Чивилихин