Александр Казинцев

Чивилихин был прирожденным бойцом. Причем — редкая и чрезвычайно ценная черта — он сражался не против чего-то или кого-то, а в первую очередь за что-то, пафос его деятельности был не отрицающий, а утверждающий.

***

Будущие историки литературы наверняка напишут о «феномене Чивилихина». И, думаю, им не просто будет объяснить его. В самом деле, еще в конце 60-х годов вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Чивилихин обратится к историческому материалу и посвятит работе с ним всю оставшуюся жизнь.

 Обратившись к историческому материалу, проводя серьезные разыскания, Чивилихин все-таки остался именно писателем. Некоторые ученые-историки не без скептицизма отнеслись к главам «Памяти»,  посвященным «Слову».  Пытаться установить личность автора «Слова» бесполезно, утверждали они. Что же, на основании косвенных и очень неполных данных, наверное, никогда не удастся с полной уверенностью назвать имя гениального творца. Но Чивилихину удалось едва ли не большее! Стремясь обосновать свою концепцию, признающую авторство за самим князем Игорем, писатель создал удивительно яркий, живой образ мыслителя и воина раннего русского средневековья, личности поистине титанической. Создал, разумеется, не произвольно фантазируя, –  основываясь на документированных исторических свидетельствах.

Это бесспорная писательская удача. И важное научное открытие. Дело в том, что распространено представление, будто древнерусская культура надличностна. Индивидуальное начало, все то, что связано с болью и надеждой, страстями и мечтаниями человека, осознавшего свою неповторимость, будто бы приглушено, если не вовсе отсутствует в ней. Чутьем настоящего художника Чивилихин понял, что культура внеличностной быть не может, что нельзя создать ее «помимо» человека. Он верно угадал в Игоре (и блестяще воплотил догадку в созданном образе) художественную личность, пылкую, смелую, честолюбивую, разносторонне одаренную.

Такие люди и населяют страницы «Памяти»». Одну из первых публикаций, связанную с работой над романом-эссе, но впоследствии не включенную в его книги, — статью о скульпторе Иннокентии Жукове – писатель озаглавил: «Радуюсь – талантливо!» Характерный, очень чивилихинский заголовок. Он умел радоваться всему талантливому, его привлекали личности крупные, сильные, будь то почти легендарный князь Игорь, Грибоедов или Юрий Гагарин, с которым Чивилихин был знаком и о котором начинал писать.

Казинцев Александр Иванович. Наши публикации. Наш современник. №8, 1986 г.