О труде писателя
Я убежден, что писатель — исследователь и участник жизни, и когда она вмешивается, рушит и поправляет его планы, когда она вынуждает его ввязываться в драку, это хорошо. (III,154)
Что-либо путное приходит в голову редко и только тогда, когда постоянно думаешь на одну тему и в одном направлении. (IV,101)
Сохранить на всю жизнь молодую горячность в работе, политическую принципиальность — вот задача для молодых литераторов. (IV,107)
Человеческие судьбы неповторимы, у каждого своя тропа, и почему писатель выходит на свою стезю – мне кажется это великая тайна жизни, слагаемая из множества обстоятельств, случайных и закономерных, приводящих к раскрытию в человеке его способности более или менее внятно передать людям свое понимание жизни. (УШ,696)
Все конфликты, о которых мы думаем, говорим и пишем, — это конфликты между тем, что есть, и тем, что должно быть. И это изначальное противоречие — всамой сердцевине действительности, в сути явлений. Профессиональный долг и счастье писателя — не отражать механически те или иные факты и события, но проникать в их постоянную изменчивость, в живое диалектическое противоречие сущего, исследовать эти процессы в развитии, эволюционном или революционном, но всегда с позитивным настроем, с одной непременной заданностью — ясно видеть в жизни то, что должно быть! (IV,111)
Идеалом писателя считаю человека не только талантливого и знающего жизнь, но вооруженного научными знаниями законов общественной жизни. Считаю священной и добровольной обязанностью писателя постоянно помнить тех, кто нам доверил выразить свои заботы и надежды, свои нравственные идеалы, помнить о долге перед народом, которому мы все принадлежим.
Конечно, вопрос выбора жанра и формы произведения каждого писателя очень индивидуален. Жизненный материал сам требует сделать нужный выбор… Если писатель живет не в отвлеченном, замкнуто-литературном мире, а в мире забот, идей и страстей своих современников, то эта жизнь сама заставит его выбрать и жанр, и тему, и способ ее выражения, подскажет нужные слова. (IV,227)
Книга-читатель. Какие невидимые нити связывают их? Вот мы говорим: книга — учебник жизни. Но ведь нельзя понимать здесь «учебник» в буквальном смысле слова. Художественное произведение — это не букварь, не пособие по душевному ликбезу и не рецепт для бездумного подражания. Воспитательная сила книги в том, что каждый может черпать из этого источника, но при этом каждый возьмет только свое необходимое именно ему, то, на что он сам мучительно ищет ответа. Разумеется, лишь в том случае, если читатель не «в лоб» понимает прочитанное и не все берет на вооружение, а умеет анализировать, сопоставлять, выбирать, мыслить. (IV,236)
Писать о современности нужно так, чтобы Еыделить из жизни ее зерно, в котором наиболее совместились бы главные орбиты нашей жизни, самые существенные стороны ее. (IV,238)
Русская литература, всегда выражавшая нравственные нашдные идеалы, откликнулась на невиданное бесчеловечие и разооенъе родной земли произведениями высокого гуманистического смысла (о средневековой литературе). (II, 182)
(о роли литератора-историка). Задача историка заключается в том, чтобы объективно раскрыть, что, как и почему все происходило в прошлом; литератор же обязан опереться на достижения исторической науки и, рассмотрев минувшее сквозь призму своего мировидения, по-своему проиллюстрировать давние годы и события, подсветить их личным фонарем и внести в них сегодняшний смысл, непременно сообразующийся с главными векторами истории (II,461)
… Нам неведомы пока мерила, кои помогали бы доподлинно устанавливать размах и силу поздействия книг писателя на людские умы и сердца. …Мысли, идеи, образы и облик подлинно народного художника, формируют души и влияют на жизнь многосложными, таинственными, подчас совершенно неуловимыми и не поддающимися никакому учету способами. (V, 31)
Все, кто изводит за письменным столом бумагу, знает одну особенность этого занятия: даже хорошо обдуманное в целом и частностях напишется утром так, вечером иначе, завтра совсем по-другому, а через год — до неузнаваемости по-новому. И здесь кроется одна из самых сокровенных тайн художественного творчества, имеющего тончайшие связи со временем, с кипучей плазмой жизни, с личностью пишущего. Однако рука истинного художника сказывается в каждом его строке, когда б она ни легла на чистый лист. (V, 53)
…Стиль писателя — это не только слово и архитектура фразы, не только форма: в стиле, намертво и живо сплавленном с содержанием, отражается мироощущение и миропонимание художника, своеобразно материализуется дух произведения, фиксируется время. (V,54)
Художника легче понять, если узнаешь подробности его жизни, потому что творческая и житейская биографии сплетаются и взаимодействуют, рождая итоги. (V,147)
Ведь всякий автор, создавая образ своего главного героя, обогащает его собственным нравственным миром, поневоле наделяет переживаниями, мыслями и чувствами, почерпнутыми из личного жизненного опыта. (V,259)
Если мы хотим, чтобы наши потомки судили нас по законам нашего времени, а не по своим, нам, наверное, надо бы судить людей прошлого по законам их времени, учитывая обстоятельства и правовые нормы той жизни. (V,279)
Даже самые выдающиеся произведения литературы могут быть написаны очень быстро, однако всегда они — итог жизни автора, концентрация его духа, следствие подготовительной, черновой творческой работы, часто совершенно незаметной со стороны. Ни один великий художник не творил легко, по божескому наитию, (по поводу «Горе от ума») (V,285)
Молодой писатель подчас незаметно для себя осваивает предшествующий опыт, но худо, если это освоение идет за счет задержки собственного развития, отсрочки решительного поиска, своего пути, своего лексического и смыслового ключа. Суть вещи, ее фактура всегда должны представлять общественный интерес, а исполнение свидетельствовать о творческой самостоятельности. (V,331)
(о публицистике). Писателю можно жить по-разному. В литературе несложно протоптать спокойную, легкую, интеллигентскую тропку, что иные и делают. И поверьте, писать о сложных вопросах нашейжизни, о нерешенных проблемах народного хозяйства — тяжелая работа. Писатель делает ее, как правило, не затем, чтобы позлопы-хательетвоватъ, он, слелуя своему долгу выразителя общественных интересов, имеет в виду пользу наводную, государственную.(V, 381)
Поэт, если он истинный поэт, увидит смысл и символ в обыденном, зорко заметит то, мимо чего бездумно пройдут тысячи нас, обычных смертных. (II.556)
Современный советский очерк — литературный жанр, основанный на диалектическом познании жизни художественно-публицистическими средствами, — богат, интересен и разнообразен, как жизнь, рождающая его: сложная, подчас трудная и прекрасная в своем движении.
Если у литератора не пассивное, а деятельное, активное отношение к жизни и ее сложностям, он будет честно отражать ее правду слитно с правдой наших идеалов, помогая этим своему народу улучшать настоящее и крепить его веру в будущее. (III.5)
Очеркистика, публицистика — довольно черствый литературный хлеб, даюший авторам главным образом моральное удовлетворение, но это очень даже немало! Зато он еще награждает писателя не кабинетным и не туристическим знанием жизни и людей, надежными критериями в оценке событий, серьезной проблематикой в ее постоянной диалектической изменчивости, счастьем первооткрывателя, свидетеля и участника больших народных подвижений. (VII)
ИСТОЧНИКИ ЦИТАТ
«Память», книга первая. Современник. 1984г. – 1
«Память», книга вторая. Художественная литература. 1984г. – П
«По городам и весям». Молодая гвардия. 1983г. — Ш
«Жить главным». Молодая гвардия.1986г. – 1У
«Зеркало души». Советская Россия.1987г. – У
«Серебряные рельсы». Новосибирское книжное из-во.1988г. – У1
«Дороги России» Майя Ганина. Книжное обозрение №43.1981г. Предисловие В.Чивилихина – УП
«Дневники, письма. Воспоминания современников» Алгоритм.2009г — УШ