РАЗНОЕ

(о реальной жизни)

Люди склонны идеализировать далекое прошлое, смело и обобщенно пенять на недавнее, смиренно помалкивать о настоящем и возлагать надежды на будущее, а подлинная, реальная жизнь — это и прошлое, и настоящее, и будущее в их неразрывной связи, и бесконечной борьбе идей и мнений, вкусов и решений, в постоянном совершенствовании общественных законов, уклада жизни и быта людей, облика Земли, городов и сел… (I,503)

(о времени жизни)

Настоящее нашей жизни, не менее загадочное чем прошлое или будущее, потому что каждый миг времени непостижимым образом растворяется в былом, переходя вгрядущее, и только попутное, реальное событие фиксирует его и закрепляет в памяти (V, 111)

(о краеведах)

Должно быть, всюду можно найти человека, который сильнее других любит и лучше прочих знает родные края — живые подробности больших событий истории, когда-либо посетивших эти места, приметные строения в округе, в том числе и навсегда уничтоженные войнами и небрежением, предания, родословные, судьбы интересных земляков, драгоценных документов и вещей. Их называют привычно краеведами, происходят они из бывших учителей, врачей, журналистов, военных, музейных, партийных и советских работников, и новая их служба, в которой они пребывают незаметно, часто донельзя скромно, чрезвычайно важна и нужна — они прививают согражданам привязанность к их родине, а через нее — к большой Родине, к миру и жизни, а сами эти увлеченные отставные трудяги, кажущиеся подчас чудаковатыми, составляют кое-где высшую духовную ценность местного общества, потому что выступают в добровольной роли хранителей памяти. (II,72)

(главные проблемы мира)

Только три проблемы существуют в сегодняшнем мире — они, эти три наиважнейшие заботы-работы, неразрывно сплетены друг с другом, а все остальные зависят от них и будут решаться только в связи с совокупным разрешением изначальных, основополагающих. Это — разоружение и сохранение мира, социальный прогресс, охрана и рациональное использование земной природы (III,494)

(о памятниках)

А в Москве хорошо бы проспект или площадь назвать именем Дмитрия Донского, монумент поставить, вернуть Ослябинскому и Пересветскому — переулкам их исконные названия, призреть, взять под крышу замечательный барельеф итальянского мрамора, изображающий Дмитрия Донского и других героев эпохи Куликовской битва; пока он — вот уже почти полвека — пребывает на подворье Донского монастыря, доступный солнцу и влаге, морозам и дымным городским ветрам. И давно пора поставить хотя бы памятный знак в Торжке, посвященный его героическим защитникам, мемориальную доску установить на московском памятнике всех Святых на Кулишках, а также в Серпухове, Звенигороде, Коломне, Белозерске и других городах, чье воинство приняло участие в Куликовской битве. Следовало бы поставить памятник Вячко в Тарту, Довмонту в Пскове, Василию в Козельске, где также хорошо бы создать живописную диараму обороны и реконструировать, поднять над славным рвом крепостную средневековую стену. Она станет единственной на всю страну. Сейчас там пустое место, и пятидесятитысячам ежегодных экскурсантов, посещающих ныне Козельск, посмотреть, в сущности, нечего… (II,548)

(о значении Куликовской битвы)

Куликовская битва — военно-политическое столкновение огромной исторической значимости, отразившее назревающие социально-экономические процессы. Уклад и образ жизни, который на протяжении тысячелетий находил разрешение в захватнических набегах и нашествиях, опустошениях огромных территорий, военном грабеже и последующей непомерной эксплуатации покоренных народов, должен, был уступить зарождавшейся прогрессивной тенденции общественно-хозяйственных отношений, соответствовавших качественно новому, более высокому уровню развития производительных сил, торговых отношений, социальной дифференциации и сопутствующим этнопсихологическим процессам, происходившим на Восточно-Европейской равнине; история поставила перед русским и другими народами, населявшими эту равнину, великую задачу по созданию сильного централизованного государства нового времени, и они с этой задачей блестяще справились.

(о скульптуре)

Скульптура всегда была рассчитана в основном на восприятие рядового ценителя и в этом смысле может считаться самым, наверное, доступным и демократичным видом искусства… Искусство, рассчитанное только на узкий круг ценителей, на утонченных знатоков, — не искусство, а забава для немногих. (V,143)

(о погибших)

Все можно нажить и построить, все восстановить и приумножить соединенными усилиями природы и человеческих рук, но никогда и ничем не искупятся слезы матерей, вдов и сирот, ничем не заполнятся в человеческом роду пустые, расширяющиеся с каждым поколением клинья, идущие в вечность от каждого безвременно погибшего! (II,363)

В наше «электронно-машинное», «скоростное», «космическое» и т.д. время человек, как никогда, нуждается в образном, эстетическом, гуманитарном познании сущего, людей, самого себя.(V,43)

(о человеке)

Только с годами мы начинаем осознавать бездонные глубины величайшей загадки, какой является человек с его подспудными — до поры до времени! — возможностями, способностями, талантами. (V,328)

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ

Любое поколение людей опирается на муки и труды предыдущих. (II, 42)

Ничего на свете не делается по щучьему велению, надо работать, терпеливо доказывать свою правоту, бороться, опираясь на умных, знающих, видящих перспективу людей. (IV,36)

В вере, как в вере в бога, нет точного знания, нет твердости. Путь к убежденности лежит через глубокие раздумья уже дозревшего ума, через «взрослое» изучение фактов жизни. (IV,96)

Тот кто начинает любое дело с нуля, тот отстает. (IV,145)

Расстояние уменьшает, а время возвеличивает. И возвеличивает не все подряд, а лишь одно-единственное — достойные деяния людей. (IV,193)

Пусть живет средь людей и народов вечная добропамять! (II,567)

Да воцарится мир меж людьми и народами! (II,574)

Художник умирает в человеке, оторвавшемся от своего народа. (V,26)

Явление таланта должно признать одной из величайших тайн природы и жизни. (V,125)

Дело писателя — его слово. (V,128)

Современно то, в чем живет будущее. (IV,94)

Вне национального нет художественного.

Жизнь есть накопление знаний и преодоление трудностей.

Победят те, кем движет святая идея служения своему народу.

Реальная жизнь — это и прошлое, и настоящее, и будущее в их неразрывной связи.

Веру в свое будущее наш народ найдет в величии своего прошлого.

Тревожная реальность на первое место выдвинула ныне борьбу за мир и сохранение жизни на Земле, требуя от всех нас терпения, жертв и усилий, мерила коих завещали нам предки.

Самое верное дело — ценить человека по его отношению к работе, по тому вкладу, который он вносит в общий труд. (VI,29)

Существует такая великая сила, как историческая память народов и живая память современников. Народы, теряя память, теряют жизнь.

Было бы подлое дело, а подлец найдется.

О прошлом мы знаем примерно столько же, сколько о будущем.

Свидетельство нашего времени – легион потребителей и единицы бьющих в набат почти беззвучными колоколами.

Пишущий должен страдать за что-то такое, что заботит народ.

Историческая память и сознание – цемент будущего.

Жизнь… трудная и прекрасная в своем движении. Память – животворная сила настоящего.

Каждый человек – наследник великого прошлого народа, его деяний, его духа.

Народы, теряя память, теряют жизнь.

Писательство – способ участия в жизни и влияние на нее.

Жизнь есть накопление знаний и  преодоление трудностей.

Самое верное дело ценить человека по его отношению к работе, по тому вкладу, который он вносит в общий труд.

Если я сбегу, ты, он, кто же будет налаживать дела на нашей родной земле?

Не бойтесь прямой дороги – жизнь любит тех, кто идет ею.

Достичь высот можно лишь в кровной связи с народом.

Говоря об охране и защите чего бы то ни было, мы должны иметь в виду охрану и защиту человека.

Любовь к природе, как и любовь к Родине, — это не только область чувств, это также сфера деяний.

Писать нелегко, но и молчать нельзя.

Что-либо путное приходит в голову редко и только тогда, когда постоянно думаешь на одну тему и в одном направлении.

Все конфликты, о которых мы думаем, говорим и пишем, — это конфликты между тем, что есть, и тем, что должно быть.

Веру в свое будущее наш народ найдет в величии своего прошлого.

Может быть подлинная цена человека измеряется искренностью и чистотой его любви?

История – огромный нравственный, духовный и политический капитал нынешнего и грядущих поколений.

Захочешь увидеть в людях хорошее – всегда увидишь.

Завещаю Вам любить свой народ, русскую литературу, язык своего народа так хотя бы, как я все это любил.