О  ПУБЛИЦИСТИКЕ

Современный советский очерк – литературный жанр, основанный на диалектическом познании жизни художественно-публицистическими средствами, — богат, интересен и разнообразен, как жизнь, рождающая его: сложная, подчас трудная и прекрасная в своем движении.

Если у литератора не пассивное, а деятельное, активное отношение к жизни и ее сложностям, он будет честно отражать ее правду слитно с правдой наших идеалов, помогая этим своему народу улучшать настоящее и крепить его веру в будущее.(Ш,5)

Писателю можно жить по-разному. В литературе несложно протоптать спокойную, легкую, интеллигентскую тропку, что иные и делают. И поверьте, писать о сложных вопросах нашей жизни, о нерешенных проблемах народного хозяйства – тяжелая работа. Писатель делает ее, как правило, не затем, чтобы позлопыхательствовать, он, следуя своему долгу выразителя общественных интересов, имеет в виду пользу народную, государственную. (У,381)

Пафос документальной литературы – утверждение. (УШ,282)

Я слишком много времени потратил на все это (публицистика – Е.Ч.), не дающее трудовых медалей и материальных прожиточных гарантий, да к тому же в ущерб прозе… Так вышло со мной, и нам не дано знать какой способ приложения писательских сил дает наибольший конечный общественный, то есть подлинно гуманистический результат. (УШ,394)

За свою практику я добился публикации полемических работ большой важности, но эффект их невелик, а сил для этого требуется много, материально эта работа себя не оправдывает, и, кроме того наживаешь крупных, методически действующих врагов, способных на все, вплоть до глубоко законсперированного, преднамеренного медленного убийства физического и морального. (УШ, 361)