В круг личных знакомств и область интересов Владимира Чивилихина входили самые разные личности, оставившие свой след в истории России. В очерках о выдающихся личностях собраны как материалы исторических изысканий писателя, так и его собственные воспоминания о важных для Чивилихина людях.
Вместо описания содержания очерков мы приводим отрывки из них.
О П. Д. Барановском
«…когда в Московском археологическом обществе появился застенчивый паренек из строительно-технического училища и показал изящные эскизы шатровых храмов, издревле стоявших западнее Можайска, там удивились и поручили ему подробнее исследовать эти памятники, свидетельствовавшие о границах распространения классического русского зодчества. С этой работы, проделанной зимой 1912 года, начался его подвижнический путь открывателя и восстановителя бесценного архитектурного наследия…»
«…фамилия Барановского совсем закрепилась в памяти, несколько раз я видел этого человека издали, но подойти не посмел и уж никак не мог тогда предположить, что мне предстоит близкое знакомство с ним, долгие беседы, прогулки по Москве, поездки за ее пределы, совместные хлопоты о его деле и я узнаю от него и пойму много такого, без чего счел бы свою жизнь обедненной…»
О Ю.А. Гагарине
«…Сопоставив в один ряд внезапную потерю связи, управления, довольно длительное падение самолета и гибель летчиков при взрыве на земле, можно предположить единственное – летчики на эту минуту или на значительную часть ее были без сознания, хотя прямых доказательств нет…»
О Н.Г. Гарине-Михайловском
«…Кто же это был такой? Читатель, должно быть, догадался, что речь идет о замечательном русском писателе Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском. «Детство Тёмы» – первая книга общеизвестной тетралогии, исполненная чистоты и поэзии, наверно, всеми нами была прочитана в школьные годы, и в свое время пройдут чрез нее наши дети, внуки и правнуки. Характеристика Гарина-Михайловского будет неполной, если не сказать, что по основной своей профессии он был железнодорожным инженером-изыскателем и проектировщиком новых стальных магистралей…»
О М. Горьком
«Как нечто естественное, обыкновенное мы воспринимаем ныне способность молодого Горького видеть благородное и человеческое на самом дне жизни. Но каким мужеством, какой гордостью и достоинством надо было обладать, чтобы оставаться Горьким в те годы!»
О А. С. Грибоедове
«…сам Глинка высоко отзывался о музыкальных способностях Грибоедова, сочинявшего фортепьянные пьесы, только они, к сожалению, до нас не дошли. После дуэли раненного в руку Грибоедова прежде всего заботило, сможет ли он играть. Он даже разработал для себя специальную аппликатуру…»
«…Пушкин ни слова не пишет о том, когда и как был ранен Грибоедов — случайным ли выстрелом на охоте, в результате собственного ли неосторожного обращения с оружием, в бою ли с персами. Мне хотелось непременно это узнать, потому что, быть может, именно тут таилась отгадка трагедии человека, вошедшего творчеством своим в алмазный фонд русской культуры…»
О Г. И. Гуркине
«Кто же этот живописец? Григорий Гуркин, алтаец из рода «чорос». Бесполезно искать его имя в больших и малых энциклопедиях… Гуркина нет пока. Не стоит развивать эту тему — замечательный алтайский художник Григорий Иванович Гуркин, человек большой и сложной судьбы, трагически погиб в 1937 году»
О И. Н. Жукове
«Однако есть в этой тайне одна ясная, как день, истина. Художника легче понять, если узнаешь подробности его жизни, потому что творческая и житейская биографии сплетаются и взаимодействуют, рождая итоги.
— Ирина Иннокентьевна, — спрашиваю. — А ваш отец был какого сословия? Ну, из купцов, мещан, дворян, священнослужителей, военных?»
О космонавтах В. Комаровом и П. Беляеве
«Троих я лично знал – Гагарина, Комарова, Беляева, и никого из них уже нет. И все трое – были самыми заметными людьми в нашей космонавтике. Павел был единственным из всех космонавтов, кто успел повоевать, раньше других окончил академию Жуковского, первый посадил корабль вручную, был молчалив, скромен – слова из него приходилось тянуть.»
О Л. М. Леонове
«Допросился я к нему по заданию редакции: «Комсомолка» той весной печатала много статей о лесах, я тему эту вел, и мне поручили «пробиться к Леонову и сделать беседу для газеты». Леонид Максимович не обратил никакого внимания на мою просьбу, словно и не расслышал, заговорил о постороннем. Он прощупывал меня глазами и словами, задавая посреди разговора, как бы между прочим, какие-то странные вопросы…»
О В. Г. Распутине
«С большим удовольствием рекомендую в члены Союза писателей молодого сибирского прозаика Валентина Распутина. Первые его рассказы «Я забыл спросить у Лёшки», «Человек с этого света», «Мама куда-то ушла» и др., появились в центральной печати осенью 1965 года. Читатели и писательская общественность сразу же обратили внимание на несомненную одаренность автора…»
Здесь же приводим видео с рассказом Валентина Распутина о Владимире Чивилихине.
О Н. Ф. Федорове
«Незаконный сын князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки, чье имя неизвестно, получивший, очевидно, фамилию и отчество по имени крестного отца. По линии родного отца Н. Ф. Федоров, до самой смерти скрывавший свое происхождение, был Рюриковичем, дальним потомком Всеволода Большое Гнездо»
О А. П. Чехове и М. М. Пришвине
«Дом Пришвина был заперт. По примеру других посетителей я оставил в створе калитки записку, обратившись в ней к Пришвину, как к живому, и прошел за околицу, к деревьям и травам»
12 очерков о выдающихся личностях
Все перечисленные очерки доступны для чтения не только по отдельности, но и вместе. Тексты объединены в электронную книгу, позволяющую ознакомиться со всеми очерками сразу.